Автор: Scherban Constantine stimulphoto
Я люблю тротуары. Не важно из чего они сделаны, главное как и в каком сочетании. Меня приводят в трепет дорожки, которые выделены из массы тротуара цветом камня. В Праге очень много красивых мостовых, которые к тому же сделаны качественно.
Тротуары старых узких улочек целиком покрыты брусчаткой разной формы, различного материала и размера, образующей восхитительные сочетания цвета. Они без разметки создают понятный рисунок на дороге. Местами даже зебра на дороге выложена белым мрамором по черному мрамору дороги.
Большинство тротуаров (не пешеходных улиц) в районе Прашной браны - Площади Республики - Музея выложены мелкой квадратной пилено-колотой мраморной брусчаткой двух цветов. Т.е. несмотря на полное отсутствие швов и красивый рисунок, поверхность ее негладкая, и не идеально ровная, на каблуках на такой ходить не очень удобно - поэтому гулять лучше на удобной подошве.
Однако, кроме незначительных неудобств, у дорожки из такого камня есть преимущество перед плоским гранитом - она не скользкая. Хотя тротуары все равно посыпают крошкой несмотря на минимальное количество снега. Во многих местах точно такая же брусчатка лежит уже полнопиленная (полностью гладкая).
В Праге, несмотря на отзывы о тотальной мостовой из камня, много асфальта, но исторический центр (а он очень большой) весь вымощен именно камнем. Камень уложен очень ровный, местами из песчаника или чего-то похожего (не черный, а цветной в теплой гамме). Дороги с невысоким движением все из камня. В районое Прага-9, к примеру, активно используется бетонная плитка, но в рекреационных зонах она разбавлена камнем.
Вот, к примеру, районный парк, в котором дорожки из асфальта, а какие-то элементы каменные. Все очень аккуратно. Именно такой я видел Европу на фотографиях ГДРовских журналов, вот точно как этот парк.
Люки встречаются с гербами и надписями, обычные же люки простые, маленького размеры и часто ярко выделенны.
Вокруг люков нет ям. Швы не размывает вода, хотя подземные воды в некоторых районах представляют большую опасность. Бывают все-таки и ямы, и кое-где песок, вместо камня (брусчатку украли на сувениры или использовали в борьбе с буржуазией), но не так уж и много для славянской страны.
На широких тротуарах сделаны уклоны и стоки для воды, в опасных местах тротуар шершавый. На велосипедах ездят, коляски катают. Не так все страшно, как кажется. Брусчатка - это красиво и здорово. В этом смысле Праге так же повезло, как и с пивом. Хорошие каменные дороги служат вечно, римские дороги местами до сих пор пригодны. Однако, укладка дорогая и материалы тоже. Поэтому во всем мире с начала 20 века каменную брусчатку стали вытесняться дешевым асфальтом и бетоном. В социалистической Праге не всегда находились деньги на ремонт дорог, на закатывание в асфальт (отсутствие средств на модернизацию пивных заводов сделали пиво традиционным и качественным). Асфальт глаже и менее шумный. Однако есть места, где асфальт - невозможный материал - это дороги с невысокой скоростью движения, но высокой интенсивностью - в жаркие дни асфальт продавливается и ужасно пахнет, выделяя кучу ядов в воздух. Еще лучше, когда тротуар делают из гранитной плитки, а еще лучше из клинкерной. Но так, как в Праге, которой достался в наследство почти не разрушенный войнами город с каменными мостовыми, где берегут его изюминку, продолжая мостить дороги, у нас уже никогда не будет.
Источник: Scherban Constantine stimulphoto